Забота наша общая
Круглый стол «Работницы»
Это немалая цифра — 10 миллионов! Более 10 миллионов наших ребятишек сегодня воспитываются в стационарных яслях и детских садах, да еще 5 миллионов — в сезонных. За этим фактом — многое. Не только то, что миллионы женщин-матерей имеют возможность работать, участвовать в общественной жизни. Но и другое: воспитывают ребенка, следят за его здоровьем и развитием специалисты, педагоги и врачи.
Все реже случаи длительных карантинов в дошкольных учреждениях — в последние годы резко сократилось число инфекционных заболеваний. В два — два с половиной раза реже стали болеть дети, чем в 1960 году. Но все же и родителей, и врачей, и общественность беспокоят простудные заболевания детей. И особенно детей ясельного возраста.
Малыш заболел. Поднялась температура. Это значит-—тревога дома, бессонные ночи родителей. Это значит — коллектив, где работает мама, будет лихорадить, ей надо найти замену — страдает дело.
«Скажу честно, — пишет в редакцию экономист судостроительного завода из г. Николаева Л. Красникова,— к женщине на мужском заводе отношение снисходительное.
И причина — маленькие дети, которые простужаются и болеют. Могу привести данные: у 15 работниц нашего цеха, имеющих детей до пяти лет, потеря рабочего времени составляет 8,5%. В абсолютной величине — 266 дней за год».
Здоровье растущего человека. Покой и счастье его родителей. Нормальная жизнь производства. Все эти вопросы сплетаются в узел серьезной государственной проблемы. Как же бороться с простудой, провоцирующей острые респираторные заболевания, даже пневмонию? Как уберечь детей от простуды? Где «узкие места» в работе дошкольных учреждений? Об этом говорили в редакции участники «круглого стола»: работники детских учреждений, врачи и ученые — педиатры, работники органов просвещения и здравоохранения, представители министерств и ведомств, работники Госплана РСФСР и ВЦСПС.
Это не преувеличение: каждый, буквально каждый выступающий говорил, что дети чаще простужаются в перегруженных детских садах и яслях.
…Представим себе зимнюю прогулку в таком детском саду. Пока воспитательница помогает одеваться последним детям, первые — одетые — успевают перегреться, вспотеть, чуть дунет на дворе ветер — и переохлаждение. Да и легко ли тут проследить за каждым: не развязался ли шарф, не промочил ли ноги, не ест ли снег? А, скажем, подъем малышей после сна — раскрасневшихся, «жарких», их хорошо бы одеть побыстрее, но где тут успеть.
Каждый воспитатель знает: закаливающие процедуры важны и необходимы, но попробуй проведи их в перегруженной группе!
Воспитатель стремится знать каждого малыша, чувствовать его состояние, а при перегрузке группы возможен ли индивидуальный подход? Повседневные житейские наблюдения работников детских учреждений убедительно подтверждают ученые.
Н. ЖУКОВА, директор НИИ педиатрии (г. Горький):
— Хронометраж работы персонала, который был проведен нашими научными сотрудниками, показал, что даже прекрасные сестра и няня способны хорошо обслужить в яслях лишь нормальную группу. Если же в группе детей больше, чем положено, значит, кто-то будет играть в мокрых ползунках.
Почему возникает «перенаселенность» яслей и детских садов?
Участники совещания были едины во мнениях: прежде всего из-за того, что многие области и республики из года в год не выполняют государственный план строительства детских комбинатов.
За «круглым столом» назывались старые адреса неблагополучия: Саратовская, Кемеровская, Калининская области, Казахская, Таджикская союзные республики. Не лучше дело обстоит и с вводом в эксплуатацию детских учреждений предприятий, министерств и ведомств. В прошлом году из 56 министерств 45 не освоили средства, отпущенные на строительство детских комбинатов. Назывались Министерство автомобильной промышленности СССР, Министерство газовой промышленности СССР, Министерство энергетики и электрификации СССР, министерства химической, мясной и молочной промышленности. Из-за невнимания хозяйственных руководителей к стройкам для детей, из-за того, что строители не считают детские комбинаты объектами первостепенной важности, тысячи матерей лишены возможности нормально работать, тысячи малышей-дошкольников остаются за пределами яслей и детских садов.
Выступления участников «круглого стола» содержали совершенно конкретные предложения. Вот одно из них: считать «началом года» в детских комбинатах первое сентября. Если строители не сдадут к этому числу здание школы, в городе, в поселке — ЧП. Завершение же строительства детских учреждений, как правило, относится на конец года, идет в спешке, с потерями в качестве, а то и переносится «незавершенка» на следующий год. А комплектуются группы в дошкольных учреждениях обычно к 1 сентября, когда старшие дошколята становятся первоклассниками.
Начальник дошкольного сектора Мосгороно Н. ДОРМИДОНТОВА в своем выступлении показала, к чему приводит неравномерное размещение детских учреждений в городе.
Например, в микрорайоне Чертаново не хватает 5—6 тысяч мест, а в центре города детские сады полупустые. Родителям приходится возить малышей в метро, в автобусах, трамваях. Это и лишние контакты и дополнительная возможность простудить ребенка.
——————————
Другой круг проблем, поднятых участниками встречи в редакции, был связан с организацией медицинского обслуживания.
Около шести лет назад Министерством здравоохранения СССР был издан приказ № 340: врачи детских дошкольных учреждений переводились в штат районных детских поликлиник. Этим предполагалось открыть большие возможности для концентрации медицинских сил, улучшения специализированной помощи детям. Должно было… Но участники совещания единодушно отмечали: приказ № 340 пока не внес желаемых изменений в медицинское обслуживание детей, воспитывающихся в яслях и садах.
Л. БАКОНЕНКОВА, воспитатель детского сада (Москва):
— Врач теперь бывает в саду 5 — 10 часов в неделю. Это мало. Невозможно осуществлять ежедневный фильтр при приеме детей от родителей. Редкими стали профилактические осмотры детей: в яслях два раза в год, в саду — один. Да и результаты этих осмотров часто не доводятся до работников яслей, сада, до родителей ребятишек.
М УСТИНОВИЧ, врач детской поликлиники № 42 (Москва):
— Раньше я знала хорошо не только каждого ребенка, но и каждого родителя. А теперь из-за отсутствия времени нарушились эти контакты. Как же в условиях таких добиваться улучшения индивидуальной профилактики здоровья ребят?
Участники «круглого стола» говорили о том, что при нынешнем положении дел нужна четкая организация работы педиатров и поликлиник. К сожалению, детские учреждения пока не ощущают постоянной, систематической помощи поликлиник. Редки специализированные осмотры психоневрологом, отоларингологом, окулистом. Слабо распространяется лучший опыт работы врачей в новых условиях. На практике «медицинский фронт» в детских садах и яслях ослаблен.
Выступавшие говорили и о тех возможностях, которые не используются для улучшения медицинского обслуживания. Простое дело — изолятор. Казалось бы, заметили у ребенка признаки насморка, легкой простуды — изолируй его от группы. Глядишь, и болезнь в самом зародыше захватили, лечение не будет длительным, и другие дети не будут в контакте с заболевшим. Комнаты для изолятора отводятся всюду, но практически их не используют: нет в штате детского учреждения человека, который мог бы побыть здесь с заболевшими малышами до выяснения диагноза. Не требуется убеждать, что работа изолятора — это и точность в принимаемых мерах по пресечению инфекции и возможность подержать в изоляторе чуть прихворнувшего ребенка, понаблюдать за ним, полечить, не срывать мать с работы.
——————————-
На совещании в полный голос говорилось о том, как зависит здоровье наших малышей непосредственно от тех людей, кому они доверены. Няня, сестра, воспитатель, повар, заведующая могут сделать — каждый на своем месте — очень многое. Речь шла об их ответственности. Об их возможностях. Часто в выступлениях звучало простое, привычное и такое емкое слово—«добросовестность». Когда она есть, все в порядке. Но если она ослаблена, тогда…
Кто виноват, что в детском саду неделю не было прогулок? Воспитатель. Не поленилась бы, дети были бы румянее и закаленнее. Кто виноват, что питание поставлено нерационально, мало в меню летом овощей? Чаще всего заведующая — похлопочи она в пищеторге, наверняка бы дали лучшие продукты: детям же! Кто виноват, если в игровой комнате сквозняк? Няня.
Работники детских учреждений относятся к той категории людей, чьи дела не вмещаются в памятку о должностных обязанностях. Потому что материнское отношение к детям — это настрой, это бесчисленное количество маленьких и важных дел. Вот пример, приведенный на совещании. Говорилось об адаптации малыша, только что принятого в ясли или сад. Ученые обращают внимание, что момент этот для многих малышей связан с определенной психической перегрузкой, которая может привести к общему ослаблению организма ребенка. Особенно труден для адаптации возраст от 9 месяцев до полутора лет — именно тот, когда малыша чаще всего и отдают в ясли.
Работники детского комбината № 406 Черемушкинского района столицы решили встречаться с родителями еще до того, как дети попадут на их попечение. Воспитатели бывают в семьях, знакомятся с малышами, отлаживают домашний режим, учат маму проводить процедуры закаливания. Результат налицо — малыши и в яслях болеют реже.
Наверное, нет его, единственного совета, который помог бы разом решить проблему Простудных заболеваний детей. Наверное, вот так, со всех сторон, шаг за шагом надо добиваться результатов.
Ведь есть сады и ясли, где дети почти не болеют! Родители отлично знают эти учреждения в своем районе, в городе, именно сюда стремятся устроить своих ребят. К таким относится детский комбинат № 133 завода автоматических линий г. Москвы. Его заведующая Е. Сазонова не делала секрета, из того, как удается избегать заболеваний ребят.
— В прошлом году у нас простудных заболеваний практически не было. Да, наш сад имеет хорошую материальную базу, завод делает все для детского комбината и его работников. Но главное в том, чтобы каждый воспитатель по-матерински относился к детям. Сегодня в групповой комнате прохладно, значит, нужно малышей спать уложить побыстрее, а поднимать по одному, помогая скорее одеться после теплой постели. У хорошего воспитателя, как у мамы,— «чутье» на малыша.
_________________
Но речь шла об ответственности за здоровье ребят и в более широком плане. Наверное, нет дела более всеобщего, чем забота о малышах и их первом коллективе.
Долг рабочий переплетается с долгом гражданским, гражданский — с родительским.
А на совещании вновь говорилось, что два основных хозяина детских дошкольных учреждений — Министерство просвещения и Министерство здравоохранения — не могут выработать единой линии в своей деятельности, решить вместе вопросы, связанные с улучшением обслуживания дошкольников.
Один из них — вопрос о кадрах. Кто готовит кадры? В яслях ребят воспитывают в лучшем случае медицинские сестры общего профиля, без специализации по детству. А нередко работают люди вообще без специального образования, как метко сказал один из участников совещания, даже без того «техминимума», который позволяет заниматься детьми.
Лучше поставлена подготовка кадров воспитателей для детских садов, но и здесь не все проблемы решены. В педагогических училищах даже таким специальным предметам, как физиология, психология дошкольного возраста, отводится мало времени, нет практических занятий.
Труд сестер—воспитателей яслей пока оплачивается ниже, чем труд воспитателей в детском саду, отпуск у них меньше. А работа с детьми ясельного возраста требует не меньших усилий и не меньшей квалификации.
Оба хозяина — и органы здравоохранения и органы народного образования — отдали на волю случая подбор других работников для дошкольных учреждений. А ведь здесь нет «нейтральных» людей. Надо ли доказывать, что здоровье ребят зависит от повара. Повар в яслях — это человек, знающий особенности детского питания. А курсов для таких поваров пока нет.
Многие выступающие подчеркивали: межведомственная недоговоренность наносит большой вред делу, с ней пора кончать.
____________________
Целый ряд выступлений можно было бы объединить заголовком: «Там, где о детях заботится общественность».
Мы знаем, какие огромные возможности имеют промышленные предприятия для улучшения условий в детских комбинатах.
«Ведомственный» детский комбинат — это, как правило, дополнительные средства на оборудование, питание, игрушки, это премии и тринадцатая зарплата воспитателям. Это заботливое внимание к яслям и садам администрации предприятия, общественных организаций.
Г. ЛУКЬЯНОВА, председатель женского совета ЗИЛа, рассказала:
— На нашем огромном заводе о детских учреждениях никто не забывает. Недавно по просьбе директора завода женский совет со своим активом детально проверил работу всех яслей и садов. По результатам обследования директор издал приказ с конкретными мерами — они направлены на то, чтобы улучшить условия, в каких растут наши дети.
Фабричные и заводские комитеты профсоюзов, комиссии по работе с детьми и подростками, женские советы со своим активом — большая сила. Об этом говорили участники «круглого стола». Но как часто общественные организации обделяют вниманием дошкольные учреждения, ограничивая свое участие в их работе простым распределением мест! А возможностей активного вмешательства в дела дошкольные куда больше.
Когда на совещании шла речь о помощи общественности детским учреждениям, имелись в виду не только ведомственные комбинаты, но и городские ясли и сады.
Действенно заниматься помощью школе стало законом жизни любого промышленного предприятия, на дошкольные же учреждения шефство, увы, распространяется редко. А отдача от него может быть большой.
Простой пример. На совещание в редакции заведующая комбинатом № 325 «Ромашка» из г. Горького Л. Страшникова привезла альбом фотографий, на которых запечатлены ребята в живописном уголке города: зеленом, ярком. Вот что рассказала Л. СТРАШНИКОВА:
— Одна из причин простудных заболеваний — плохо организованная прогулка. Прогулка непродуманная, скучная. Как сделать ее живой, чтобы ребята не стояли на месте, не мерзли и в то же время что-то узнавали,
чему-то учились?
Нашим детским садом руководит отдел народного образования. Но есть у нас и шефы — институт «Сельэнергопроект». Шефы оборудовали нам площадки и групповые помещения. Здесь бумы и стенки для лазания, качели и карусели, небольшой бассейн. Зимой нам помогают заливать каток.
Очень интересным нам кажется опыт Министерства легкой промышленности СССР, создан методический совет по руководству дошкольными учреждениями. О нем рассказал И. БУЖЕРЯ, начальник жилищно-бытового отдела:
— Сегодня, когда детские учреждения берут на себя все более сложные функции по воспитанию детей, все больше прикладывают усилий для того, чтобы вырастить людей гармоничных, здоровых, им просто не обойтись без привлечения общественности.
Всех тех, кто работает «на детство». Время кустарных решений на час, на день прошло. А там, где речь идет о перспективе, где все надо продумать, ум хорошо, а много — лучше, одно усилие — хорошо, а общие — лучше.
В нашем совете 45 человек — педагоги, медики, архитекторы. На совете, например, были рассмотрены новые проекты детских комбинатов и рекомендованы лучшие из них. Известно, как часто проекты эти выбираются случайно и неудачно.
И, наверное, основную мысль, основной мотив выступлений участников «круглого стола» точно выразила начальник Управления дошкольного воспитания Министерства просвещения СССР Р. КУРБАТОВА:
— Если мы будем привлекать к дошкольным учреждениям внимание самой широкой общественности, наши усилия увенчаются успехом. А успех — это здоровые дети, наше будущее.
Н. ГАВРИЛОВА, методист по дошкольным учреждениям Министерства нефтехимической промышленности СССР,
И. ЯКОВЛЕВА
Работница № 08 август 1974 г.
|