Эксперты представили «Народный стандарт качества работы поликлиники» на площадке «Медицина будущего: здравоСохранение» Форума Действий. Этот стандарт составлен по результатам общественных рейдов — посещений активистами ОНФ более 1 200 медучреждений, где вместе с пациентами проводилась оценка комфортности и удобства работы поликлиник. Проведенный общественниками опрос среди 13500 граждан выявил, что зачастую людей беспокоит не качество медицинской помощи, а управленческие недоработки, проявляющиеся в некачественной организации работы врачей, очередях на запись и прием к специалистам, проблемах с телефонной связью, маршрутизацией и доступной средой, отсутствием необходимого инвентаря или расходных материалов, равнодушием и невнимательностью медперсонала и т.д. При этом, множество решенных по результатам проверок ОНФ проблем убедительно доказывают: значительную часть вопросов, беспокоящих граждан, можно исправить с помощью грамотного управления. В этой связи в Народном фронте предложили профильным министерствам разработать управленческие стандарты для учреждений социальной сферы. «Для многих главных врачей обнаруженные проблемы не являются первостепенными, и им уделяется незаслуженно мало внимания. Такие вопросы, как большие очереди в два-три кабинета, когда целые этажи пусты, неработающая регистратура, душный коридор или отсутствие дежурного врача, создают серьезный дискомфорт для людей при получении медицинских услуг. Довольно часто мы слышим от пациентов, что врачи у нас хорошие, но вот условия оставляют желать лучшего. Платные бахилы или одноразовые шприцы, которые заставляют приносить с собой, это маленькая экономия для медучреждения, но огромная репутационная потеря для здравоохранения. Потому что люди в коридорах обсуждают между собой, что это за бесплатное здравоохранение, когда их заставляют платить», – рассказал участникам Форума Действий координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков. Эксперты отметили, что «Народный стандарт» – это народное видение (потребителей и общественников), какой должна быть современная российская поликлиника. При его подготовке специалисты основывались на обращениях пациентов, итогах проверок учреждений здравоохранения, а также анализе выявленных среди них лучших практик. В документе представлены рекомендации об организации помещений, территории поликлиники и работы регистратуры, записи на прием, комфортности медучреждения для посетителей. Эксперты отмечают, что одна часть выявленных проблем является результатом организационных просчетов управленцев, а другая – отражает неисполнение уже действующих обязательных правил. В отношении работы поликлиники действует множество документов, стандартов и указаний, посвященных санитарно-гигиенической, организационной, кадровой, материальной стороне вопроса. Однако они все разрознены, и не обеспечивают взаимодействия между устанавливаемыми требованиями. В результате, будет поликлиника работать качественно или, напротив, станет неприятным местом для больных – зависит от медицинских управленцев. По словам Виктора Рожкова, «Народный стандарт качества работы поликлиники» создан в помощь администрации медорганизации, чтобы она могла увидеть проблемы, которые волнуют людей. В ходе рейдов активисты ОНФ нередко подмечали, что для главных врачей главное – хороший отчет и положительная статистика, а все проблемы они связывают с отсутствием денег или указания сверху. Такой подход, считают эксперты, необходимо срочно и грамотно менять. И начать, в первую очередь, нужно с обучения руководителей поликлиник, дав им управленческие знания для организации немедицинской работы. В «народном стандарте» присутствуют и уже закрепленные в нормативных документах положения, реализация которых ведется еще недостаточно. Например, требования доступности помещений поликлиники для инвалидов. «При разработке стандарта мы столкнулись с критическим мнением некоторых врачей, считающих, что это – дополнительная обуза и новая форма перестройки их системы работы. Однако на самом деле – это подсказка, определяющая проблемные места в работе поликлиник. Их устранение позволит поднять удобство и комфорт пребывания в учреждении на новый уровень. Внедрение такого стандарта не повлечет дополнительных финансовых расходов, так как он во многом ориентирован на принятие качественных управленческих решений, не связанных с привлечением незапланированных бюджетных средств», – подчеркнул в своем выступлении на «Форуме Действий» координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Климов. Эксперты ОНФ будущее применение «Народного стандарта» эксперты видят в разработке на основе практики его внедрения в поликлиниках единого профессионального управленческого стандарта. Принятие документа позволит повысить уровень условий предоставления медицинских услуг и доступность их для пациентов. Медицинское сообщество во главе с Леонидом Рошалем (президент союза «Национальная Медицинская палата») изучили Народный стандарт и поддержали его принятие. Кроме того, слова поддержки высказала замминистра здравоохранения России Татьяна Яковлева. В рамках обсуждения она заявила, что Минздрав поможет распространить его по медицинским учреждениям страны. Также Яковлева отметила, что министерство ждет от активистов ОНФ обратной связи – итогов внедрения стандартов, чтобы принять в дальнейшем меры по устранению недостатков. Пресс-служба ОНФ |
|