Результаты проекта ОНФ «Народная оценка качества» позволяют говорить о том, что привлечение граждан к оценке поликлиник – эффективный метод повышения качества работы медучреждений. Для того, чтобы больница стала удобной для людей, зачастую совсем не требуется дополнительных затрат. Об этом наглядно свидетельствует опыт работы активистов Народного фронта. Говоря о совершенствовании системы здравоохранения, президент РФ неоднократно подчеркивал, что власть должна слышать граждан. Владимир Путин отмечал важность формирования механизмов обратной связи при оценке качества работы учреждений социальной сферы. С апреля 2017 г. активисты проекта ОНФ «Народная оценка качества» провели рейды в 1200 поликлиниках страны. Недоработки медицинских учреждений активисты берут на контроль и после рейдов обсуждают их с представителями органов местной власти. Эта работа приносит свои результаты, к решению проблем подключаются профессиональные сообщества, руководство проверяемых учреждений. Менее чем за год работы проекта устранено более 570 недостатков в работе 250 поликлиник — отлажена организация записи на прием к врачам, улучшены условия пребывания в поликлиниках, создана доступная среда, закуплены необходимые расходные материалы и т.д. Руководители поликлиник уделяют значительно больше внимания вопросам лечения, отодвигая на второй план процесс организации работы. Однако пациентов он волнует не меньше. Особенно, если им приходится вставать в шесть часов утра, чтобы получить в регистратуре талон, тогда как можно было бы записаться дистанционно. Так, в Белгородской области в ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» были проблемы с записью на прием. После рейда там организована работа колл-центра, налажена электронная запись. Если пациенту из-за отсутствия талонов не удалось получить направление на прием, его данные вносятся в «лист ожидания» с возможностью первоочередной записи к врачу при наличии свободных талонов. В учреждении введена должность администратора, в чьи обязанности входит помощь пациентам. Проверки «фронтовиков» показывают, что большинство организационных проблем учреждений можно решить без существенных затрат, например, проблему грамотного распределения потоков пациентов. В ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» г. Казани пациенты, получающие помощь в рамках системы медицинского страхования, и те, кто пришел на платный прием, сидели в одной очереди. После проверки народных экспертов были открыты дополнительные кабинеты и потоки пациентов разделили. Неисправная диагностическая техника или ее недостаточное количество – еще одна причина возникновения очередей. После вмешательства активистов ОНФ в поликлинике «Красный крест» при ГБУЗ Калужской области «КГБ № 5» был отремонтирован стационарный флюорограф, а в поликлиническом отделении ГАУЗ «Иволгинская ЦРБ» в Бурятии приобретено оборудование для ультразвуковой диагностики. Проблемы существуют и с подъездными путями к медицинским учреждениям. Есть примеры, когда доступность поликлиники для инвалидов существует только на бумаге. Так, в ходе рейда в Петрозаводской городской поликлинике № 4 Республики Карелия активисты увидели, что пандусы на первом этаже имеют слишком крутой наклон. Съезжать по ним на инвалидной коляске просто опасно. После проверки в учреждении была произведена реконструкция входной зоны, установлены пандусы, поручни, тактильные направляющие, оборудован санузел для маломобильных граждан. А для того чтобы пациентам было легче ориентироваться в поликлинике, в коридорах учреждения установили указатели. «Во время первого рейда в поликлинику № 4, обслуживающую два крупных микрорайона города, мы помогали пациенту учреждения – инвалиду-колясочнику – преодолеть пандус, — рассказала член регионального штаба ОНФ в Республике Карелия, руководитель республиканской общественной организации инвалидов-опорников «Петросино» Ольга Осипова. — Мужчину на коляске пришлось буквально на руках выносить из поликлиники, поскольку пандус не соответствовал никаким нормам. Учреждение здравоохранения представляло собой сплошную полосу препятствий как для слабовидящих, так и для инвалидов-опорников. Об всех выявленных нарушениях мы сообщили в региональное Министерство здравоохранения, представители которого вместе с руководителями подведомственных учреждений принимали затем участие в обсуждении результатов наших рейдов в рамках проекта «Народная оценка качества» на площадке ОНФ. И нас услышали. Ситуация с организацией доступной среды изменилась сразу в нескольких поликлиниках». По словам Ольги Осиповой, удалось добиться устранения ряда недостатков в работе поликлинических отделений центральных районных больниц в Кондопоге и Костомукше. Самые же заметные перемены произошли именно в поликлинике № 4 Петрозаводска, которая в настоящее время стала доступной для людей с ограниченными возможностями здоровья. Довольно часто активисты ОНФ также сталкиваются с ситуациями, когда гражданам навязываются платные услуги. Так, расходные материалы (шприцы и бинты) должны предоставляться медицинской организацией, иначе это нарушение, как в случае с поликлиниками Сарпинского, Малодербетовского и Октябрьского районов Республики Калмыкия. Здесь пациенты приобретали бахилы и расходные материалы самостоятельно, хотя ими граждан должна обеспечивать поликлиника. Активисты ОНФ взяли на контроль эту ситуацию, и к моменту повторного рейда проблема была устранена. Большинство родителей беспокоит отсутствие колясочных зон у детских больниц. Во время проверок в Вологодской области было установлено, что в детских поликлиниках Вологды, Сокола и поселка Усть-Кубинское посетители вынуждены оставлять коляски на улице под снегом и дождем. По результатам взаимодействия общественников с Департаментом здравоохранения Вологодской области удалось добиться установки крытых колясочных. А в начале декабря Департамент здравоохранения Вологодской области подтвердил создание «парковок» для колясок еще у 25 детских поликлиник и детских отделений ЦРБ по всей области. «Наш первый опыт выездного рейда проходил в Вологде. И он показал, что решение некоторых простых и понятных управленческих задач зависит от степени ответственности конкретного руководителя. В городе Сокол глава ЦРБ равнодушно отверг возможность сделать навес для колясок, назвав заоблачную цену решения вопроса, – 400 тысяч рублей. Хотя на самом деле это стоит в разы дешевле. А вот заместитель руководителя Департамента здравоохранения Вологодской области после разговора согласился с нашими аргументами и через полтора месяца мы получили результат. В ряде поликлиник теперь есть колясочные, и родители могут не волноваться, оставляя коляски в специально отведенном для этого месте. Одним словом, все зависит от отношения человека к делу, которым он занимается», – отметил координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Климов. В ходе реализации проекта ОНФ «Народная оценка качества» почти 14 тыс. человек оставили на сайте narocenka.ru отзывы о качестве работы медицинских организаций. На основе этих замечаний и результатов рейдов ОНФ в медучреждениях создан «Народный стандарт качества работы поликлиник». Документ был представлен на Форуме Действий ОНФ «Россия устремленная в будущее». Инициативу ОНФ поддержало министерство здравоохранения РФ. «За время реализации проекта «Народная оценка качества» сложилась обратная связь, выстроилось конструктивное взаимодействие общественности с администрациями медучреждений и органами власти, в рамках которого мы в настоящий момент добиваемся устранения недостатков. Главврачи стали обращать внимание на запросы людей, учитывать их замечания. А чтобы лишний раз не тревожить руководителей от здравоохранения, мы специально разработали «Народный стандарт качества работы поликлиник». Если его введут повсеместно, на него можно будет ориентироваться для решения вопросов организации медицинской помощи в регионах», – подвел итог координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков. Активисты Народного фронта продолжат заниматься решением беспокоящих людей проблем, проводя рейды и выстраивая диалог с администрациями медучреждений и органами власти для устранения организационных недостатков. Пресс-служба ОНФ |
|