Поиск

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика

Push 2 Check
Главная » Статьи » Журнал "Здоровье"

Еще раз о печалях дошкольника

Возвращаясь к напечатанному

Представление о том, что ребенок всегда беспечен и счастлив только потому, что он ребенок, увы, далеко от действительности. Это еще раз показали письма, которые мы получили после опубликования статьи Г. В. Козловской и А. В. Горюновой «Дошкольник и его печали» (№ 12 за 1989 год). Родители рассказывают о детях нервных, пугливых, много плачущих, беспокойных. И, конечно, просят совета: какой создать такому ребенку режим, как реагировать на особенности его поведения?

Сегодня старший научный сотрудник отдела профилактической психиатрии детского возраста ВНЦПЗ АМН СССР А. В. ГОРЮНОВА отвечает на некоторые вопросы наших читателей.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ: КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ?

Для начала подумаем: откуда страх? Почему ребенок боится темноты, не хочет засыпать один в комнате, видит пугающие сны? Собственного опыта у него еще нет — с Бабой Ягой, злым волшебником, людоедом, волком его познакомили взрослые. А дальнейшее уже зависит от впечатлительности, эмоциональности, типа нервной системы. У здорового ребенка страхи быстро проходят, забываются, если, конечно, их не подкреплять, а постараться рассеять. Но у нервного, возбудимого они могут стать навязчивыми, неотступными, мучительными.

Давно известно предостережение: не рассказывайте детям на ночь страшные сказки! А сейчас появилась новая угроза для детской психики: фильмы ужасов. Чаще всего это видеофильмы, их смотрят дома, всей семьей, забыв о ребенке, сидящем тут же. Тем более что в момент просмотра он и не выглядит испуганным — смотрит заинтересованно, даже смеется…

Страх начинается потом и может держаться очень долго. Ведь зрительный образ ярче воспринятого на слух. Он оставляет в сознании ребенка как бы отпечаток, матрицу, воспроизводясь потом в снах, преследуя в темноте и даже днем, при свете.

Есть дети, которые после такого фильма месяцами не могут ни на одну минуту оставаться в комнате одни. Приходилось наблюдать длительные невротические, истерические реакции, а у шестилетней девочки — даже функциональный паралич, для ликвидации которого потребовалось серьезное лечение.

Так что первый и главный совет — не давайте пищи для детских страхов!

Если уж они возникли и ребенок, допустим, боится спать в темной комнате, не пытайтесь «переломить» его, игнорируя слезы и просьбы. Можно зажечь ночник, оставить затененную лампу, придвинуть детскую кроватку к своей. В общем, пойти ребенку навстречу, действуя мягко, постепенно.

Сторонниками крутых мер обычно бывают отцы. А я посоветую им занять другую позицию.

Пусть именно папа поможет ребенку раздеться, укроет его, пожелает спокойной ночи, погладит, может быть, и посидит с ним.

Замечено, что пугливые дети спокойнее засыпают, когда их укладывает отец, потому что в нем они видят силу, защиту, как бы гарантию того, что ничего плохого с ними не случится. Чувство защищенности, уверенности в неизменной родительской любви необходимо ребенку! Это одно из важных условий нормального психического развития.

«УПРЯМ ДО ИСТЕРИКИ»

Матери описывают знакомую картину: ребенок, которому в чем-то отказали, кричит, краснеет, топает ногами, бросается на пол, а то и бьется об пол головой…

Такие реакции чаще свойственны детям с врожденными, пусть и небольшими, поражениями нервной системы. Может быть, не всем им требуется медикаментозное лечение (это определит врач), но можно совершенно безошибочно сказать, что каждый нуждается в усиленном родительском внимании.

На ребенка самолюбивого, настойчивого плохо действуют чрезмерные запреты. Неуступчивость родителей, постоянные «нельзя!», «не трогай!», «не бери!» заставляют его добиваться желаемого экстраординарными мерами.

Чтобы истерики не вошли в привычку, не создавайте конфликтов по мелочам. Хочет, допустим, есть не той ложкой, а этой, одеваться не сейчас, а когда доиграет, надеть не ту, а другую шапку или взять на улицу не ту игрушку, которую вы предложили, разрешите.

Разрешите сразу, не дожидаясь криков.

Но если того, что ему хочется, действительно предоставить нельзя — скажем, заполучить в качестве игрушки дорогую вазу или часы, запрещайте. Причем спокойно, твердо, неотступно.
На истерику, как бы она вас ни волновала, не реагируйте. Не уговаривайте, не браните, не подымайте ребенка с пола. Можно отвернуться к окну, даже выйти из комнаты.

Иногда ребенок и сам хотел бы прекратить плач и крик, да уже не может. Помогите ему, постарайтесь переключить его внимание, занявшись на его глазах новой игрушкой, рисованием, предложив посмотреть на очень интересную машину за окном. В общем, примените отвлекающий маневр. А нотации ребенку читать не стоит: чем скорее он забудет неприятный инцидент, тем лучше.

Другой вариант неадекватных реакций на трудности — постоянная плаксивость. Присмотритесь, почему плачет ребенок: чтобы получить что-то желаемое или просто так, без причины? Быстро ли сменяет он слезы на улыбку, бывает ли весел, уравновешен, спокоен или у него постоянно грустные глазки, пониженный тонус, плохое настроение? В последнем случае можно предположить какие-то психоневрологические расстройства. И, значит, надо посоветоваться с врачом.

«МАЛЬЧИК НАОБОРОТ»

Так мама назвала своего сына, который уже умеет писать, но пишет и буквы, и цифры справа налево, иногда переставляет слоги,

Подобного рода ошибки допускают многие дети в связи с возрастной незрелостью функций головного мозга, ответственных за анализ и синтез пространственных знаков.

С таким ребенком надо заниматься, используя игры со шрифтами, например, кубики с буквами и цифрами, «магнитную азбуку». Это поможет ему усвоить правильное расположение знаков.

«ОТКУДА У НЕГО ЗЛОСТЬ?»

Мамы не напрасно беспокоятся, замечая у своего ребенка проявления агрессивности: в минуту раздражения он старается укусить, ущипнуть, может ударить маму или бабушку по лицу, толкнуть ногой. Если это не случайность, не редкий эпизод, а стойкая особенность поведения, приходится думать, что в окружении ребенка что-то неблагополучно. Может быть, он постоянно находится в состоянии напряжения (на медицинском языке — фрустрации) и эти агрессивные действия служат разрядкой? Если домашняя атмосфера благополучна, надо поинтересоваться его отношениями с товарищами; иногда дети копируют способы защиты, принятые в детском коллективе.

При всех условиях исходите не из того, что «ребенок плохой», а из того, что «ребенку плохо». И тогда вам яснее станет, как бороться с его агрессивностью.

Журнал Здоровье 07 1990 Цена 40 коп.

Статья оптимизирована для публикации издательским домом «Гелион»


Warning: Undefined array key "integration_type" in /var/www/owordsr3/kb-83.ru/wp-content/uploads/.sape/sape.php on line 2012